Отделение социокультурных исследований Кафедра истории и теории культуры

Кафедра теории и истории культуры

 

Зав. кафедрой - профессор, доктор исторических наук Зверева Галина Ивановна

Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 5, ауд. 915

Телефон: 8 495 250-68-27

E-mail:  itk@mail.ru oski@rggu.ru

Вы можете ознакомиться с Положением о кафедре истории и теории культуры (скачать..)

 

Профессионально-образовательная программа по направлению «Культурология», реализуемая в РГГУ на Отделении Социокультурных Исследований (ОСКИ) Кафедрой истории и теории культуры, согласуется с основными принципами гуманитарной подготовки в высших учебных заведениях России. При подготовке студентов учитываются особенности образовательной стратегии современного вуза открытого типа. Апробация этой образовательной модели проводится при активном участии других кафедр, факультетов, институтов и центров РГГУ и в тесном сотрудничестве с многими российскими университетами (обсуждение концепции культурологического образования, разработка государственных образовательных стандартов 1995 г. и 2000 г., 2010 гг., и основных образовательных программ по специальности и направлению "Культурология", работа межвузовского культурологического семинара, проведение научно-практических и методических конференций на базе РГГУ и др.).

Особенности концепции подготовки профессионалов в области культурологии в РГГУ

Внимательное изучение потребностей интеллектуального рынка современной России, постоянное общение профессоров и преподавателей кафедры истории и теории культуры РГГУ с коллегами-культурологами других вузов позволяют сформировать целостное представление о принципах, целях и задачах университетской подготовки профессионалов в области культурологии.

Эта концепция предполагает выполнение основных требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение в вузе, призвана содействовать формированию фундаментального гуманитарного образования, овладению современным знанием о культуре и приобретению студентами профессиональных качеств, необходимых в практической работе. Она включает в себя важнейшие элементы мировой образовательной практики и, вместе с тем, учитывает лучшие традиции российской высшей школы.

Профессионально-образовательная программа подготовки профессионалов в области культурологии нацеливает студентов на глубокое, всестороннее изучение культурных форм и процессов, понимание различных способов смыслополагания и многообразия культурных взаимовлияний, позволяет освоить современные языки культурологии как области гуманитарно-социального знания и академической дисциплины, содействует выработке важнейших навыков практической деятельности в сфере культуры.

Концепция подготовки культурологов по специальности и направлениям выстроена на основе учебного планов, состоящих из нескольких циклов дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и естественно-научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные виды подготовки, факультативы. За время обучения студенты проходят учебные практики – этнологическую и музейно-краеведческую, производственную – педагогическую и преддипломную. Это связано с характером образовательной подготовки специалиста в области культурологии и возможностью ведения выпускниками преподавательской работы в школе и вузах. В завершение обучения студенты должны сдать государственный экзамен по теории и истории культуры и представить выпускную квалификационную (дипломную) работу.

Согласно концепции в начальный период обучения предполагается изучение дисциплин, образующих культурно-исторический синопсис (всеобщая история, история России, история философии, теория и история литературы, теория и история искусств, история религий и пр.), а в дальнейшем освоение предметов, которые дают объемные представления о категориях и понятиях культуры (теория культуры, философия культуры, социология культуры и пр.) и содействуют овладению подходами к исследованию культурных феноменов (культурная антропология, введение в лингвистику, семиотика, методы изучения культуры и пр.). Они дают возможность понять разные способы культурной репрезентации (эстетика, риторика, история мировой культуры, история культуры России, история культуры повседневности, и пр.), а также – знакомят студентов с общими приемами и навыками прикладной культурологии.

Значительное место в образовательной программе студентов-культурологов отводится изучению иностранного языка, который расматривается как неотъемлемая часть фундаментальной гуманитарной подготовки и, одновременно, – как насущная необходимость усвоения специалистами в области культурологии языковой специфики разных культур. Два древних языка – латинский и древнегреческий, – изучаемые студентами последовательно, создают необходимые условия для понимания существа явлений культуры в прошлом.

Важный аспект программы обучения по специальности и направлению «Культурология» – в постановке таких дисциплин, которые существенно дополняют общепрофессиональную подготовку студентов и дают навыки работы с культурно-историческими текстами (вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории культуры и др.) и основы педагогической работы (методика преподавания истории и теории культуры, теория и практика межкультурных коммуникаций и др.).

Концепция профессионально-образовательной программы содержит возможности многовариантного обучения открытого типа. Это выражается в предлагаемых специализациях и профилях (культура Россиикультура стран и регионов мира: Европа,культура массовых коммуникаций), и в постановке оригинальных курсов по выбору, объединенных по тематическому принципу в мини-блоки. Такие курсы позволяют студентам более конкретно ориентироваться в мире культуры (мифология и мировая культура, музеи мира, история и теория гендерных исследований, историческая антропология, визуальная антропология и др.).

Реализация концепции в ходе учебного процесса дает возможность студенту глубже осознать важнейшие объекты его будущей профессиональной деятельности в качестве дипломированного специалиста – культуролога. В их числе:

  • фундаментальные пpоблемы теоpии и методологии культуpы,
  • опыты истоpии миpовой культуpы и российской культуры,
  • формы культуры и культуротворческий процесс,
  • особенности функционирования культуры в современном обществе,
  • научно-пpактические пpогpаммы сохpанения обществом культуpного и пpиpодного наследия.

Осуществление концепции образовательной программы предполагает включение выпускника в следующие сферы профессиональной деятельности специалиста:

  • научно-исследовательские и проектные организации, связанные с изучением культуры, сохранением и освоением культурного и природного наследия,
  • государственные учреждения и общественные организации, занимающиеся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры,
  • культурные и образовательные учреждения.

Выполнение этой образовательной программы дает выпускникам РГГУ необходимую профессиональную компетенцию в сфере преподавания культурологии в высшей и средней школе, позволяет заниматься научными исследованиями в области теории и истории культуры, сравнительного изучения культур, современных культурных форм и процессов, работой по выявлению, сохранению и использованию культурного и природного наследия, а также социокультурным моделированием и практическим консультированием по проблемам межкультурных коммуникаций.

Дисциплины направления:

  • Теория культуры
  • История мировой культуры
  • История русского искусства
  • История религий
  • История культуры повседневности России и зарубежных стран
  • История культуры России
  • Массовая и художественная культура XX века
  • Информационная среда современной культуры
  • Культурная антропология
  • Культура массовых коммуникаций
  • История зарубежной культуры
  • История зарубежного искусства
  • Интеллектуальная история
  • Археология
  • История русской литературы
  • Менеджемент культуры
  • Латинский язык
  • Древнегреческий язык
  • Иностранный язык