07.10.2017

Отчет о конференции "Профессиональный инструментарий студента культуролога: проблемы и решения" (27 февраля 2016 года, РГГУ).

27 февраля 2017 года в Москве на Отделении социокультурных исследований РГГУ прошла конференция, посвященная способам применения профессиональных аналитических навыков студента-культуролога.

Задача конференции состояла в том, чтобы начинающие исследователи, студенты 3 и 4 курсов бакалавриата, приобрели опыт научной работы и коммуникации в профессиональной среде. Также важно было отметить определенные тенденции в выборе студентами тем для выступлений и исследовательских вопросов.

Темы и проблемы, представленные в докладах на данной конференции, являются продолжением той проблематики, которая была затронута на студенческой научной конференции кафедры истории и теории культуры ОСКИ РГГУ 14 октября 2016 года «Коммуникативные процессы в современной культуре: области исследования и стратегии описания». Речь идет о проблематике медиа (в широком понимании) в современной культуре. Внимание было обращено на фигуру зрителя/ участника/ посетителя и способы его взаимодействия с медийными текстами.

На конференции были представлены 4 доклада.

Доклад Мишиной Анастасии (РГГУ, 4 курс, науч. рук. Е.Е. Савицкий) «Театральная постановка «Hamlet» Barbican как медийный проект» был посвящен эффекту сочетания различных медийных практик в рамках проекта по трансляции британских театральных постановок National Theatre Live в кинотеатрах по всему миру. Речь шла о формировании нового способа восприятия подобных спектаклей при просмотре в кинотеатре как отдельного жанра.

В рамках доклада было предложено рассмотреть спектакль театра Barbican «Гамлет» (Лондон, Великобритания), премьера которого состоялась в Лондоне 5 августа 2015 года, как интермедийный, кроссмедийный и трансмедийный проект. 

Если говорить о спектакле как интермедийном проекте, можно рассмотреть, какие характеристики опыта зрителя в театре и кино встречаются в транслируемом в кинотеатре спектакле. Если говорить о спектакле как о кроссмедийном проекте, можно проследить, как одна история рассказывается посредством нескольких каналов, таких как письменный текст Шекспира, театральная постановка Barbican Theatre и запись спектакля National Theatre Live. Трансмедийная оптика позволяет посмотреть на современный контекст существования «Гамлета», который включает в себя развитие различных сюжетных линий первоначальной истории через другие медийные каналы (спин оффы; spin - offs), а также определить место постановки Barbican в общей культурной ситуации 2015 – 2016 годов (400-летняя годовщина смерти Шекспира).

В докладе Анастасии Козловой (РГГУ, ОСКИ, 3 курс, науч. рук. Г.А. Шматова) были рассмотрены способы взаимодействия актеров со зрителем в иммерсивном спектакле и квесте на примере российского спектакля “Черный русский” и спектаклей театральной группы ‘Punchdrunk’, пионеров иммерсивного театра в Великобритании. Иммерсивные спектакли выделяются тем, что они подразумевают полноценное участие зрителя в действии. Однако в спектакле “Черный русский”, премьера которого состоялась в Москве в сентябре 2016 года, участие зрителя ограничено строгими рамками. Взаимодействие между актерами и зрителями в этом случае не складывается, так как зритель всегда ведом актерами, при этом все зрители унифицированы одинаковыми масками, которые скрывают их лица. Таким образом, спектакль имеет гораздо больше общего с жанром квеста, нежели иммерсивного театра.  

Квесты на данный момент являются популярным способом проведения досуга. Они бывают самые разные и подразумевают разную степень включенности зрителя в происходящее. Существуют квесты с сюжетной линией, квесты-перформансы с участием актеров, квесты, предполагающие физическую нагрузку (action game), а также квесты, цель которых найти выход из какого-либо помещения.

В ходе дискуссии были предложены два вектора развития данной темы. Было отмечено сходство между спектаклями по типу “Черного русского” со средневековыми балаганами и ярмарками. А также внимание было обращено на психологический эффект иммерсивного театра.

Доклад Анны Михеевой (РГГУ, ОСКИ, 4 курс, науч. рук. О.В. Гавришина) «Электрические прогулки Кристины Кубиш – звуковая инсталляция в пространстве города» был посвящен вопросам использования звука как художественного инструмента в городском пространстве. Немецкая художница Кристина Кубиш (р. 1948) занимается антропологией звуков, то есть исследованием звуков в различных природных и культурных ландшафтах. 

В 1970-е годы художница стала изучать электронику. В одном из первых экспериментов со звуком Кристина Кубиш использовала усилители для преобразования электромагнитных полей в звуковые сигналы: в подготовленном помещении были проложены кабели, подходя к  которым с помощью усилителей можно было услышать проходящие через них колебания.

В 2004 году Кубиш начала свой проект “Электрические прогулки” в Кельне, где участникам предлагалась прогулка по городу в наушниках, через которые транслировались электронные «звуки» города, которые пешеходы обычно не замечают. Позднее этот проект расширился, Кристина Кубиш стала проводить такие прогулки в разных городах.  

Наушники трансформируют пространство, в результате чего звуки в наушниках и звуки города становятся разными звуковыми ландшафтами. При этом слушатель может сам управлять своим временем: решать, как долго останавливаться у объекта (например, банкомата или охранной системы магазина) и как выбирать маршрут. В таком случае гуляющего по улице человека  в наушниках можно сравнить с фланером нового толка. Если фланер XIX века являлся носителем особо взгляда, и пытался осмыслить город через толпу,  то «новый» фланер обладает особым слухом, с помощью которого он испытывает город. Технические «звуки» в работе Кубиш переходят в поле значимых, именно они создают портрет города. 

Современный мир перенасыщен визуальными стимулами, при этом наш аудиальный опыт остается недостаточно осмысленным. В итоге, мы практически не задумываемся о качестве звукового ландшафта. Такие проекты, как Soundwalks, могут помочь в развитии осознанного слушания. 

Последним был доклад Марии Шевчук (РГГУ, 4 курс, науч. рук. О.В. Гавришина) «Выставка как медиатекст: междисциплинарный анализ выставки «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром». В данном докладе в центре внимания оказываются разные ситуации работы  медиума на выставке «Прогулка с трубадуром», проходящей в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Усадьбе князей Голицыных. В выставочной композиции задействованы разные медиумы, тем самым создаются разные ситуации восприятия и формы передачи нового опыта. Мы избрали три уровня анализа: используемые технологии, выставочные пространства и концепция выставки.

Выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» представляет работы, исследующие роль медиатехнологий. Например, в работе художников  из !Mediengruppe Bitnik «Вызывает опера» технические средства являются посредником между повседневным практическим опытом, таким, как разговор по телефону, и практиками, связанными с перформативными искусствами. Разместив в опере «жучки», участники группы записывали спектакли и транслировали их по городскому телефону. Телефон как средство коммуникации в данной работе подчеркивает границы мира физического и виртуального, различие в восприятии одного произведения в разных ситуациях его прослушивания.

В «Доме впечатлений» медиатехнологии находятся в прямом взаимодействии с пространством. Особенность пространства как медиума состоит в том, что оно обладает собственными возможностями трансформировать опыт восприятия посетителя, усиливая или притупляя медийные эффекты представленных работ. Так, пространство зала №3, где представлена работа Вито Аккончи «Песня на тему», подчеркивает концепцию работы, в которой ставится вопрос о границах в межличностной коммуникации. Перед нами темная комната с экраном и стоящими перед ним пуфами. С одной стороны, посетитель – это зритель: пространство напоминает об атмосфере кинотеатра с приглушенным светом, ярким экраном и креслами, где просмотр кино –  разделяемый с другими опыт трансляции, а с другой стороны, если обращаться напрямую к представленной в этом зале видео-инсталляции, пространство создает приватную атмосферу. Особенность пространства как медиума, где предметы приобретают другое значение, раскрывается и в работе медиа-художницы Саши Пироговой «Mono». В зале №4 его масштабность подчеркивается как визуально, когда мы видим большие экраны на всю стену, так и аудиально, так как звуковой ландшафт этой работы выходит за границы зал и слышен посетителю  еще в самом начале выставки.

Концептуальная рамка выставки создает общую среду, в которой в единстве работают пространство и медиатехнологии: ставятся вопросы о природе звука и изображения, значении и возможностях технологий в искусстве. Освобождаясь  от рамок традиционного музея, выставка становится самостоятельным кураторским высказыванием, которое знакомит посетителей с новым языком медиа, переосмысленным современными трубадурами.

 

После представления всех докладов состоялась общая дискуссия. Так, участники обсуждения отметили общий вопрос, поднимающийся в каждом из докладов. Речь идет о свободе – как о свободе зрителя или участника того или иного проекта, так и о свободе исследователя. 

Насколько свободен зритель, находящийся в кинотеатре во время просмотра театрального спектакля? Его взгляд ограничен рамками, которые задает оператор, но иначе, чем в случае с кинофильмом. Свобода зрителя может быть заявлена (как в случае с иммерсивным театром), но при этом не реализована. А в случае с аудио работами Кристины Кубиш отдельные участники свободны в формировании собственного впечатления и мнения, но при этом они направляются по заранее определенному маршруту. На выставке «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» свобода реализуется в по-новому осмысленном пространстве музея, но при этом она регулируется кураторским высказыванием.

Свобода исследователя оказалась важна для каждого из докладчиков, так как все работы предполагали опору на личный опыт, связанный с тем или иным событием: спектаклем, выставкой или квестом. Таким образом, каждый докладчик оказывался одновременно и в роли исследователя, и в роли зрителя. 

Теоретический инструментарий культуролога, безусловно, предоставляет свободу исследователю – дает ключи к тому, чтобы «открывать» источники, концептуализировать и проблематизировать свой опыт, делиться им с другими. Однако теоретический инструментарий способен также ограничить свободу, если исследователь опасается говорить своим, а не только готовым, «академически одобренным» языком. В этом случае уже разработанные понятия и схемы, а вернее, желание подстроиться под них, «берут в плен» исследователя, работающего с новыми сложными источниками. Ввиду этого не стоит избегать осознанного выбора собственного профессионального языка, понимая при этом, что свобода высказывания неизменно связана с ответственностью за него. 

А. Мишина, А. Михеева, М. Шевчук



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц