Научная конференция кафедры истории и теории культуры ОСКИ «Современные методы изучения культуры – VII» 17-18 апреля 2015

конференция ОСКИ 2015

Отделение социокультурных исследований Российского государственного гуманитарного университета приглашает вас принять участие в ежегодной научной конференции кафедры истории и теории культуры ОСКИ «Современные методы изучения культуры – VII». 
Основные темы конференции предполагается обсуждать в ходе работы трех проблемных секций и на круглом столе.

Программа конференции pdf

Секция «Социогуманитарные studies в обществе: академический активизм и социальные роли исследователя-профессионал а» 
Ведущая – Оксана Мороз
Описание профессионального облика и интенций современных исследователей, работающих в поле социогуманитарного знания, часто строится на основе распространенных, устойчивых образов. Высокий статус гуманитария-исследователя может связываться в общественном сознании либо с его работой в качестве классического кабинетного ученого, либо - с масштабами публичной деятельности, направленной на популяризацию результатов научных изысканий. Однако сегодня ученый, заботящийся о корректности и качестве своей работы, вне зависимости от выбранного объекта исследований, редко руководствуется одним лишь стремлением к производству, сохранению и трансляции специализированного знания в контексте корпоративной университетской/ академической культуры. В то же время, попытки гуманитария работать в исследовательском пространстве преимущественно по правилам менеджмента и брендинга не выражают всей сложности профессионального знания, и компетенция успешного менеджера не выглядит для интеллектуала ключевой компетенцией. 
На секции предполагается обсудить диапазон позиций производителей современного социогуманитарного знания: определяются ли они стратегией разработки специализированного, закрытого от «непосвященных» знания, или - потребностью в публичной презентации высказываний во внешней, внепрофессиональной среде? Какие роли берется исполнять профессионал-гуманитарий, и к чему они его обязывают?

Акцентируя внимание на проблемах технологии и этики социогуманитарных исследований, предлагаем обсудить следующие вопросы: 
• Ответственность профессонала. В чем состоит ответственная позиция исследователя-гуманитария,  который представляет результаты своей работы разного рода аудиториям – от студенческого сообщества до широкого круга слушателей из внепрофессиональной среды? 
• Знание как форма активизма. Видят ли себя профессионалы в роли «активистов», заботящихся об усложнении социальной оптики и научении основам критического мышления? Где проходят границы профессионального и гражданского высказываний?
• Профессионализм и дидактика. Надо ли профессионалу, приверженному идее множественности познавательных подходов в гуманитаристике, осуществлять мягкую социальную дидактику? 
• Место профессионалов-гуманитарие в в современном обществе. Если в современном обществе «менторские» высказывания из научных сфер воспринимаются с опаской, а легитимные для науки точки зрения не популярны, какую позицию следует занимать профессионалу? 

Секция «После советского: современность как «исключительный проект»»
Ведущие – Екатерина Суверина и Варвара Склез
На протяжении последних двадцати лет приставка «пост-» в общественном и профессиональном лексиконах выполняет важную функцию маркера определенного периода истории России и государств, участвовавших в проекте социалистического строительства. 
В «постсоветских» обществах более чем за двадцать лет возникло много новых черт, не все из которых вписываются в рамки, заданные этой конструкцией. Накопилась ли критическая масса изменений, предполагающая выбор новых понятий для описания состояния «после социализма»? 
С одной стороны, в социогуманитарном знании понятия «постсоветский» и «постсоциалистический» описывают политический, социальный и культурный опыт государств, сменивших курс своего движения и прошедших период преобразований после «социализма». Для одних обществ этот период может быть описан как годы десоветизации; для других - как затянувшийся переход между большими социально-экономическими и политическими системами; для третьих - как время отдаления и нового приближения к «советскому». 
С другой стороны, публичное использование «пост-» напоминает об устойчивости социального воспроизводства чувства ностальгии и ощущения утраты «великого прошлого». Вместе с тем, для общественного сознания и социальных коммуникаций большой привлекательностью обладает идея приближающегося, но не достижимого будущего. Современность же выглядит в публичном дискурсе как некое промежуточное состояние, пространство «между». Время «пост-», таким образом, превращает Современность в место «нигде», в «исключительный» вневременной проект, где история предстает как система непреходящих ценностей, а не поле для дискуссии о соотношении Прошлого, Настоящего и Будущего.

На секции предполагается обсудить следующие вопросы:
• Насколько плодотворно использование термина «постсоветское» как историко-культурного маркера в современной гуманитарной науке? Позволяет ли его применение корректно описывать опыт обществ «после социализма»? Или, наоборот, это понятие исчерпало ли свой объяснительный потенциал? Какие черты «постсоветских» обществ не вписываются в данную модель и не могут быть объяснены с ее помощью?
• Как использование понятия «постсоветское» влияет на современные культурные практики (медиа, литература, кино, театр, повседневность)?
• Какие формы принимает в этом контексте модерное представление об истории?
• Как подобный способ маркирования Современности (пере)определяет представления об истории, памяти и политическом?
• Какие перспективы открывает оптика «после советского» для разговора как о советском, так и о последующем периодах?

Секция «Социокультурная мобильность в глобальном мире: дискурсы и практики»
Ведущие – Вера Зверева и Виктория Мерзлякова
В современной культуре роль социокультурной мобильности постоянно растет: это мобильность больших и малых социальных групп, людей и институтов. Практики массовых и индивидуальных путешествий, опыты миграции, учебы, работы и жизни зарубежом, множественные виды межрегиональных и транснациональных деловых, академических, культурных и других контактов с одной стороны, и постоянный перевод этих опытов в дискурсивную форму, их транслирование в медиа, литературе и искусстве, с другой стороны, создают новую социально-культурную ситуацию. Мобильность становится привычным способом жизни, способом и условием самопонимания людей, знакомства с другой культурой и освоения нового. Мобильная основа повседневности не исключает неприятия чужого опыта и не подразумевает обязательной позитивной оценки новых практик. В то же время, тотальность медийных репрезентаций, экранных образов, доступность информационных ресурсов и интенсивность интернет-связей создают условия, в которых само присутствие значений, привнесенных мобильностью, становится неотъемлемым. 

В центре внимания секции - дискурсы социокультурной мобильности в России и современном мире. 
Для обсуждения предлагаются следующие темы:
• Взаимосвязь цифровых / социальных / мобильных медиа и практик мобильности.
• Туризм и путешествия: медийные репрезентации практик и опытов межрегионального и международного туризма. Представление культуры другой страны в современной литературе путешествий, телевидении, блогах и социальных сетях. 
• Истории миграции: Роль реальных и цифровых [интернет-, виртуальных] диаспор в трансляции знания о культуре.
• Дискурсы социальной мобильности в современном российском обществе: язык, нарративы и репрезентации вертикальной мобильности, социальных лифтов, динамики элит в медиа и культурных текстах. 
• Повседневные опыты мобильной жизни.
Основные вопросы для обсуждения: 
• Как связаны практики мобильности и современные медиа? 
• Какими значениями наделяются опыты мобильности в культуре? 
• В каких формах фиксируется и выражается опыт узнавания другой страны, ее повседневности, культурного наследия, современных явлений и процессов?
• Как производится репрезентация опыта мигрантов в современных медиа, литературе и визуальных искусствах? Какие значения транслируют эти истории?
• Как эти феномены представлены в российской культуре? Какими значениями они наделяются, и что это позволяет узнать о российском обществе?

Круглый стол «Язык Интернета: социокультурные аспекты сетевой коммуникации» 
Ведущая - Виктория Мерзлякова
Сетевая коммуникация стала сегодня неотъемлемой частью повседневного общения. Доступ к Интернету перестал быть привилегией, а виртуальное общение затрагивает все сферы жизни. Интернет-коммуникация сама по себе перестает быть ядром, способным объединить субкультурные сообщества. Вместе с тем, сетевая коммуникация обладает специфическими чертами, отличающими этот тип общения от нормативного письменного или устного языка. Помимо стилевого и жанрового многообразия, в ней можно обнаружить интегративный характер высказываний, стремление пользователей к визуализации вербальных практик посредством включения изображений, видео материалов в письменный текст, разного рода графических приемов выделения текста сообщения. Разнообразие этих приемов и складывание новых форм и жанров высказываний в Сети (таких, как мемы, смайлики, комменты, лайки, подмигивания и т.д.), становится источником новых коммуникативных стратегий, предлагающих разные модели реакций в межличностном диалоге, способы самопрезентации и артикуляции социокультурной идентичности.

В рамках работы Круглого стола предлагается обсудить следующие вопросы и проблемы:
• Правомерно ли говорить о специфическом языке сетевой коммуникации, и если да, то: как язык общения в Интернете влияет на практики репрезентации и взаимодействия индивидов? 
• Выходят ли практики общения в Интернете за пределы Сети? 
• Рунет и Мировая Сеть - общие тренды и оригинальные культурные формы
• Типы речевого поведения пользователей Сети (рядовых участников, лидеров мнений)
• Невербальные средства социальной коммуникации в новых медиа
• Мемы и их роль в сетевом общении
• Конфликты в Сети и формирование коммуникативных стратегий защиты и нападения. 

Приглашаем 
 преподавателей  РГГУ и других высших учебных заведений, сотрудников научных организаций и культурных учреждений, аспирантов и студентов. 


Контакты 
Оксана Мороз oxanamol@gmail.com
Екатерина Суверина nerevusss@gmail.com
Варвара Склез varvar.sk@gmail.com
Вера Зверева zverca@mail.ru
Виктория Мерзлякова vmerzliacova@yandex.ru
С обязательной копией по адресу: кафедра истории и теории культуры РГГУ itk@mail.ru
Заявки принимаются до 31 марта 2015 г. 

С уважением,
Оргкомитет конференции