Написание КУРСОВЫХ И ДИПЛОМОВ (Методические указания)

 

Скачать методичку в формате MS WORD (doc)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

 

КУРСОВЫЕ  И  ДИПЛОМНЫЕ  РАБОТЫ

Методические указания

для студентов факультета истории искусства

Составитель – Волкова Э.Н.

Москва, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА …………………………………………….  3

I.       ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ  …....………………………………………  4

  1. СТРУКТУРА  И  ОФОРМЛЕНИЕ  ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ………  7

    II.1. Объем работ ………………………………………………………   7

    II.2. Структура текста ………………………………………………….   7 

         II.3. Оформление «Содержания» ……………………………………   8

    II.4. Структура «Введения» ……………………………………………   8

    II.5. Главы основной части работы ……………………………..    9

           II.5.1. Оформление подстрочных примечаний ……………….    9 

     II.6. Структура «Заключения» ……………………………………….   12

     II.7. Оформление  «Списка использованных источников

            и литературы»……………………………………………………..    12

     II.8. Оформление иллюстраций и «Приложений»…………………   13

 

III.      ЗАЩИТА  ДИПЛОМНЫХ  РАБОТ ………………………………….     14

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….     17

 

 

 

 

 

 

 

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей факультета истории искусства. В процессе  подготовки, написания и оформления курсовых и дипломных работ студенты должны освоить приемы и методы проведения научных исследований, разработанные специалистами соответствующих научных направлений. 

         Впервые студенты знакомятся с методами поиска и  обработки информации в учебном курсе «Информационная эвристика» (авторы второго издания его программы – Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова).  Образцы оформления студенческих работ и списков источников и литературы приводятся также в двух изданиях, разработанных в Историко-архивном институте РГГУ: 1) «Дипломная работа. Методические указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ» (составители – Л.Д. Шаповалова, Е.П. Малышева). М., 2002; 2) «Оформление письменных работ. Методические указания» (составитель Р.Б. Казаков). М., 2004.  

      Однако динамика развития гуманитарных дисциплин, а также специфика курсовых и дипломных работ, выполняемых студентами факультета истории искусства, заставляют вносить некоторые дополнения и уточнения в существующие академические правила. Кроме того, задачей настоящего  методического пособия является  максимальная четкость и доступность для студентов всех требований, предъявляемых к их работам.

 

 I.  ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Наиболее ответственным моментом подготовки каждой курсовой и, особенно, дипломной работы  является  осознанный выбор студентом интересующей его проблематики и научного руководителя. Опыт показывает, что учебно-научные исследования оказываются наиболее успешными  в том случае, когда они ведутся в одном направлении в течение ряда лет, причем  курсовые работы последовательно раскрывают отдельные аспекты общей темы, которая затем становится предметом завершающего дипломного исследования. И если на первом,  втором (и даже третьем) курсе может быть оправдана смена научных интересов студента в результате освоения им новых учебных дисциплин, то важным условием наиболее полной  реализации его творческого потенциала является преемственность тематики курсовой работы четвертого года обучения и дипломной работы. Поэтому выпускающие кафедры факультета истории искусств в конце четвертого курса проводят защиту курсовых работ, которая помогает студентам уточнить направление и методику будущих исследований и познакомиться с самой процедурой  предстоящей защиты их выпускных работ.

*          *        *

Изучение выбранной темы студенту необходимо начинать с поиска и ознакомления с опубликованными источниками и научной литературой. При этом он должен отобрать (с помощью научного руководителя) наиболее достоверные сведения и методологически обоснованные концепции различных авторов, – в том числе, имеющих противоположные взгляды на одну и ту же проблему. Анализ материала, имеющего полемический и дискуссионный характер, поможет сформировать у будущих специалистов критическое отношение к представлениям и установкам, кажущимся незыблемыми.

 На подготовительном этапе студентам рекомендуется обязательно делать выписки (резюме, конспекты и рефераты) по каждой прочитанной работе, точно фиксируя все ее выходные данные  и номера страниц цитируемого текста; это значительно облегчает задачу предстоящего оформления собственного текста их письменных работ.

*          *        *

В осеннем семестре пятого курса все темы дипломных работ  утверждаются на заседаниях выпускающих кафедр, что требует от каждого студента  серьезной подготовки к данной процедуре. Дипломник должен предварительно согласовать со своим научным руководителем формулировку  темы, а также основные характеристики своей выпускной работы:

  • ключевые понятия (вынесенные в название темы и/или   наиболее значимые для исследования);
  • источники (вербальные, визуальные и др.), избранные в качестве материала для исследования; степень их проработки студентом на данный момент;
  • литература (теоретические работы, определяющие методы предстоящего исследования, а также основные монографии, посвященные различным аспектам темы);
  • цель и задачи исследования (предварительные формулировки);
  • структура работы (названия основных глав) и принципы структурирования (хронологический, проблемный или др.).

 В итоге обсуждения преподавателями кафедры этих характеристик, на заседании утверждается тема будущей дипломной работы, ее научный руководитель и два рецензента – внутренний (из числа преподавателей выпускающей кафедры) и внешний (из преподавателей или сотрудников других подразделений РГГУ). Студент пишет заявление с указанием всех этих данных, на основании которых в деканате готовится проект приказа о допуске его к защите. 

*       *       *

В процессе подготовки курсовых и дипломных работ студент имеет право и должен быть заинтересован в том, чтобы систематически получать от своего научного руководителя все необходимые консультации. Студент обязан регулярно отчитываться перед научным руководителем о ходе своих исследований, предоставляя ему  в согласованные сроки текст отдельных частей работы – для проверки и получения  рекомендаций. Невыполнение студентом этих обязанностей  может привести к отказу преподавателя от научного руководства и отказу кафедры от допуска дипломной работы к защите.

 

II. СТРУКТУРА  И  ОФОРМЛЕНИЕ  ПИСЬМЕННЫХ  РАБОТ

     Различия требований к  курсовым и дипломным работам относятся к их объему и содержанию: дипломная работа обязательно должна содержать элементы научного исследования, творческого подхода к избранной теме. Однако при написании и оформлении курсовых работ (особенно на старших курсах) студенты должны освоить и строго соблюдать те же самые академические правила, что и при подготовке своей будущей выпускной работы.

 

II.1. Объем работ

     Объем курсовых работ устанавливается научными руководителями в зависимости от тематики и уровня подготовки студентов разных курсов. На 1-2 курсах оптимальным считается объем около одного печатного листа (1 п.л. – 40 000 печатных знаков компьютерного набора, включая пробелы), на 3-4 курсах – 1,5-2 п.л.

Объем дипломных работ, как правило, колеблется в пределах           3-3,5 п.л.  (70 – 100 страниц компьютерной распечатки) – без учета объема Приложений.

       Каждая страница любой письменной работы должна иметь  28-30 строк (включая подстрочные примечания);  левое поле страницы – 35-40 мм, правое – 10-15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Все страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами, расположенными на верхнем поле, в правом углу страницы. 

 

II.2. Структура текста 

Структура текста и курсовых, и дипломных работ  обязательно включает следующие элементы:

  • Титульный лист (см. Приложение 1)
  • Содержание (см. Приложение 2)
  • Введение
  • Главы  основной части работы (от двух до четырех)
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы (см. Приложение 3).

Необязательные элементы структуры:

  • Иллюстрации;
  • Приложения;
  • Список сокращений.

 

    II.3. Оформление «Содержания»

Раздел «Содержание» располагается за титульным листом (на второй странице) письменной работы, отражая структуру  окончательного варианта ее текста.  На эту страницу выносятся номера и названия глав (и их подразделов), а также все иные элементы работы.

Главы работы нумеруются римскими цифрами, их разделы и подразделы – с добавлением арабской  цифры  (например,  I.1… I.2…,  I.3.1… I.3.2…,  II.1.5…,  III.2.1… и т.д.).  По правому краю листа проставляется номер страницы, с которой каждый структурный элемент начинается (без слова «страница»). 

 

II.4. Структура «Введения»

«Введение» является тем элементом любой письменной работы, текст которого позволяет оценить ее соответствие квалификационным требованиям; поэтому  формулировки  данного раздела должны быть хорошо продуманы и тщательно выверены (под контролем научного руководителя), точно отражая содержание основной части работы.

Введение начинается с постановки проблемы  исследования и обоснования ее актуальности.  Введение должно содержать также  следующие характеристики работы (выделенные в  тексте жирным шрифтом или курсивом):

 степень изученности темы  (анализ наиболее важных научных работ, посвященных ее основным проблемам);

основные источники;

объект  и предмет исследования;

методологические подходы;

цель работы и ее задачи;

структура, соответствующая этим задачам.

Для дипломных работ, имеющих теоретический характер, необходимо включать во Введение анализ ключевых понятий (после характеристики объекта и предмета исследования); желательно также (вслед за этим анализом) сформулировать  рабочую гипотезу  исследования.   

 

II.5. Главы основной части работы

Главы основной части  работы (а также все их разделы и подразделы) должны иметь названия (заголовки), точно повторяющие нумерацию и формулировки, приведенные в «Содержании».

Все заголовки начинаются с абзаца и печатаются прописными буквами, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждая глава печатается с новой страницы.

 

II.5.1. Оформление подстрочных примечаний 

Подстрочные примечания  (ссылки) приводятся в нижней части страницы; они необходимы во всех случаях, когда в письменных работах встречаются цитаты (текст в кавычках), а также излагается точка зрения и выводы авторов научных исследований. Кроме того, студенческая работа выглядит более основательной в том случае, если приведенные в ней факты, цифры (и другие конкретные сведения), заимствованные из различных источников и литературы, подтверждены соответствующими ссылками.

 

Подстрочные примечания нумеруются арабскими цифрами, начиная с «1» на каждой странице. Фамилии и инициалы авторов набираются курсивом. Размер шрифта сносок – меньше основного текста, расстояние между строками – 1 интервал.

 

Законодательные и ведомственные акты цитируются по официальным изданиям.

В ссылках на неопубликованные источники указывается место хранения документа (аббревиатурой – название хранилища), номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. Например:

ГАРФ. – Ф.601. – Оп.1. – Д.238. – Л. 5-6.

В ссылках на опубликованные источники и литературу указываются: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы цитируемого текста. Например:

Филиппов Б.М.  Тернистый путь русского ученого. М., 1982. – С. 28.

Если дается ссылка на всю монографию, в примечании желательно указать количество страниц в ней. Например: М.,1982. - 175 с.

В ссылках на статьи, опубликованные в сборниках статей и в периодических изданиях, обязательно указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, затем – отделенное двумя наклонными чертами название сборника или журнала, год его издания, номер журнала и номер страницы. Например:

Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление и механизм действия // Вопросы истории.  1993. – № 7. – С. 5.

 

В ссылках на статьи из газет указываются: автор и заглавие  статьи, название газеты, год издания, число и месяц (или номер еженедельника и страница). Например:

 

Головачев В. Закон Паркинсона: чиновники подвержены размножению // Труд. 1988. – 18 февр.

 

Малинов Ю. Жизнь и смерть Кристины Онассис // Аргументы и факты. 1997. № 50. – С.14.

 

В ссылках на Интернет-ресурсы соблюдаются те же правила, с указанием электронного адреса (выделенного подчеркиванием) после названия работы. Например:

Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала ХХ века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // www.religare.ru/print5140.htm

 

Ссылки на иностранную литературу приводятся на языке оригинала с соблюдение орфографических норм соответствующего языка (в том числе – употребления прописных и строчных букв).

Ссылаясь на переводные издания, желательно указывать фамилию переводчика (в скобках, после названия работы), а при ссылках на опубликованные сборники документов – фамилию их составителей  и/или  комментаторов.

Цитаты и ссылки на отечественные издания, опубликованные с соблюдением правил старой орфографии, с вышедшими из употребления буквами, даются в соответствии с современными правилами и заменой устаревших букв.

  В повторных примечаниях (на одной странице) используются эквиваленты библиографического описания: «Он же» (вместо имени автора, если подряд даются ссылки на несколько его работ); «Там же» (вместо названия сборника или периодического издания); «Указ. соч.» (вместо имени автора и названия, если повторно цитируется та же работа, но ее разные страницы).              

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылки необходимо начинать словами «Цит. по:».

 

II.6. Структура «Заключения»

«Заключение»  курсовых и дипломных работ играет важную роль при общей оценке их качества.  Оно должно подводить итоги работы, содержать обоснованные и четко сформулированные выводы по всем аспектам темы – в соответствии с задачами, намеченными во «Введении».   Если была сформулирована рабочая гипотеза, необходимо представить аргументы, которые позволяют подтвердить  и/или уточнить ее в результате проведенного исследования.

 

Оценка любой работы в большой мере зависит от того, насколько хорошим литературным языком она написана; наличие стилистических погрешностей, орфографических ошибок и опечаток резко снижает впечатление даже от содержательного, интересного текста. Поэтому студентам настоятельно рекомендуется оставлять достаточное время для тщательной проверки и выполнения всех требований по оформлению курсовых и дипломных работ.

 

II.7. Оформление  «Списка использованных источников

       и литературы»

 Этот раздел письменных работ также начинается с новой страницы. В «Список» обязательно должны быть включены все работы, которые были  упомянуты в подстрочных примечаниях; в него могут быть также включены те источники, документы и научные издания, которые использовались в ходе исследования, хотя ссылки на них отсутствуют. Все правила оформления каждого пункта списка – те же, что и для примечаний (за исключением номера страницы цитируемого текста).

Хотя структура Списка зависит от специфики работы, последовательность его разделов и подразделов должна быть следующей:

I.   Источники

Опубликованные

     Неопубликованные

II.  Литература

III. Справочные и информационные издания (энциклопедии, словари, справочники, описи фондов, каталоги выставок)

IV. Электронные ресурсы.

Разделы Списка обозначаются римскими цифрами, подразделы не нумеруются. Список имеет сквозную нумерацию названий арабскими цифрами (продолжающуюся через все разделы).

Порядок расположения в каждом разделе – по алфавиту фамилий авторов, а для сборников, коллективных монографий и т.л. – по алфавиту их названий. Работы одного и того же автора перечисляются в соответствии с хронологией их публикации (начиная с самой ранней).

В каждом разделе и подразделе Списка  сначала перечисляются в алфавитном порядке все издания, использующие кириллицу (не только на русском, но и на других славянских языках), затем, в общем порядке, – издания на латинице (на всех западноевропейских языках). После этого приводятся работы на основе иной графики (греческой, арабской, китайской, японской и др.); в последнем случае они аккуратно вписываются от руки черной тушью или пастой.

II.8 Оформление иллюстраций и «Приложений»

  Иллюстрации к  любой работе (рисунки, фотографии, таблицы, схемы, графики) могут располагаться внутри текста, сразу после ссылки на них, или быть вынесены в «Приложения», которые помещаются в конце работы, после «Списка источников и литературы». Кроме иллюстраций, в Приложения могут быть включены важные для темы работы документы, справочные или библиографические материалы и т.д.  

Каждое из Приложений нумеруется римской цифрой, и в правом верхнем углу новой страницы проставляется:

                                                               Приложение I

   Приложение II

Затем вверху страницы отдельной строкой указывается номер и название иллюстрации (Рис. 1…, Рис. 2…), таблицы (Табл. 1…, Табл. 2…) , документа (Док. 1…,  Док. 2…).

В основном тексте работы обязательна выделенная курсивом ссылка на соответствующие элементы Приложений, например: (см. Приложение II, рис. 3).

Нумерация страниц Приложений (арабскими цифрами) продолжает общую нумерацию страниц работы.

Общий объем Приложений не должен превышать половины объема основного текста.

 

На последней странице письменных работ ставится личная подпись студента, которой он заверяет свою личную ответственность за качество текста, точность цитирования.

 

III. ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

     Окончательное решение о допуске  студентов к защите дипломной работы принимается каждой кафедрой по результатам предварительной защиты практически готовых текстов. Эта предзащита проводится аттестационными комиссиями в присутствии научного руководителя и внутреннего рецензента.  До начала этой процедуры дипломник  обязан  получить подтверждение, что внешний рецензент согласен (и имеет возможность) ознакомиться и оценить его работу.

 

Сроки предзащиты определяются на каждой кафедре, но не позднее, чем за 2 месяца до  выпускной защиты дипломных работ, которая, как правило, назначается на первую половину июня

 

Уточненные списки допущенных к защите (с указанием фамилии студента,  формулировки темы его дипломной работы, научного руководителя и рецензентов) утверждаются приказом ректора и после этого не могут быть изменены.

 

Не позднее, чем за 7 дней до защиты студент-дипломник должен предоставить двум рецензентам текст полностью готовой и оформленной работы, титульный лист которой подписан научным руководителем и заведующим кафедрой.

 

За 3 дня до защиты студент должен представить на кафедру два экземпляра своей дипломной работы – переплетенной или сброшюрованной в специальной папке. В один из этих экземпляров дипломник вкладывает  отзывы научного руководителя и рецензентов (в конверт, вклеенный между последней страницей и переплетом). В отзыве научного руководителя дается характеристика подхода студента к избранной теме, глубины ее проработки и общих результатов – с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к  выпускной работе (без оценки в баллах). Отзывы рецензентов, кроме анализа качества работы, должны предлагать их конкретную  оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно). Если хотя бы один из рецензентов ставит оценку неудовлетворительно, дипломная работа к защите не допускается.

 

Защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГАК), в присутствии научного руководителя и рецензентов. В порядке исключения, при отсутствии одного из рецензентов по уважительной причине его письменный отзыв может быть зачитан членом комиссии.

Защита проходит в таком порядке:

  1. Дипломник выступает со вступительным словом (не более 10 – 15 минут), где содержится обоснование актуальности темы, называются степень изученности темы, цель и задачи, основные источники, методы, структура работы, формулируются основные выводы.
  2. Студент отвечает на вопросы  членов ГАК и всех присутствующих на заседании.
  3. Выступают рецензенты, научный руководитель и все желающие дать оценку работе.
  4. Дипломник отвечает на все замечания, полученные в отзывах рецензентов и в процессе обсуждения, затем – при желании –  называет тех преподавателей, кто помогал ему в процессе подготовки и защиты работы.
  5. Окончательная (балльная) оценка дипломной работы выносится на закрытом заседании ГАК большинством голосов его членов. Научный руководитель и рецензенты высказывают свое мнение, но в голосовании не участвуют. ГАК имеет право рекомендовать дипломные работы к публикации, к участию в конкурсах, к практическому использованию.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец оформления титульного листа  письменных работ

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Российский государственный гуманитарный университет»

 

Факультет истории искусства

Кафедра истории и теории культуры

 

 

Иванова Мария Ивановна

 

ТЕРРОРИЗМ  В РОССИИ  НА  РУБЕЖЕ  ХIХ-ХХ  ВЕКОВ:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Дипломная работа студентки V курса дневного отделения

 

(Для дипломных работ):

Допущена к защите перед ГАК

Заведующая кафедрой

истории и теории культуры                                     Научный руководитель

доктор ист. н., профессор                              доктор филос. н., профессор

Зверева Г.И.                                                                             Кондаков И.В.

______________                                                                      ____________

«10» июня 2007                                                                       «6» июня 2007

Приложение 2

Образец оформления второго листа письменных работ

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….       3

 

Глава I.  ТЕРРОРИЗМ КАК ФЕНОМЕН  КУЛЬТУРЫ РОССИИ

            I.1. Роль религиозного модернизма ……………………………..    15

            I.2. Влияние литературного романтизма ……………………….     19

            I.3. Христианство и терроризм …………………………………...     26  

 

Глава II. КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЭСЕРОВ-

               ТЕРРОРИСТОВ

           II.1. Борис Савенков: Генерал ……………………………………...   35

           II.2. Иван Каляев: Поэт ………………………………………………   53

           II.3. Евно Азеф: Провокатор…… …………………………………..   67

 

Глава III.  ПОЭТИКА ТЕРРОРА ……………………………………………    78

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….     90

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...    94

 

 

 

 

Приложение 3

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (образец)

   Источники

   Опубликованные  

  1. Берви-Флеровский В. Записки революционера-мечтателя. М.-Л., 1929.
  2. Бурцев В.Л. Борьба за свободную Россию. 1882-1922. Т. 1. Берлин, 1923.
  3. Зензинов В. Из жизни революционера. Париж, 1911.
  4. Изгоев А.С. На перевале. Преодоление террора // Русская мысль. Кн. 1. М.-Спб., 1913.
  5. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях (ред. Будницкий О.В.). Ростов н/Д, 1996. – 576 с.

… … … … … …

24. Это я виноват…  Эволюция и исповедь террориста: письма Егора

      Созонова с комментариями. М., 2001. – 520 с.

 

       Неопубликованные

25. Письмо В.С. Пикуля от 20 окт. 1978 г. // хранится в личном архиве

      П.П. Дудочкина.

 

Литература

26. Белый А. Революция и культура // Александр Блок, Андрей Белый:    Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

27. Бердяев Н. Духовные основы русской революции. Соч.: В 4 т.

      Париж, 1990. Т.4.

28. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. Идеология, этика, психология (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.). М., 2000. – 399 с.

… … … … … …

69. Ходоров А.А. Между религией и революцией // Общественные

      науки и современность. М., 2000. № 1.

70. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998.

 

Электронные ресурсы.

Ахиезер А.С. Специфика  социокультурных исследований (на примере российской государственности). Независимый теоретический семинар № 1. Москва, 22 мая 1996 г. // http: scd.centro.ru

Морозов К.Н. Поиски ответов на «проклятые вопросы» этики и богоискательство в эсеровской среде в межреволюционный период (июнь 1907 г. – февраль 1917 г.) // http:history.machaon.ru/all/namber 02/analliti4/1/index.html

Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала ХХ века в оценках либеральной и церковной интеллигенции //http: www.religare.ru/print5140.htm