Шматова Галина Андреевна

Должность:  Старший преподаватель

 

Тема готовящейся диссертации: «Условия культурной коммуникации в современных театральных практиках Москвы»

 

Профессиональная деятельность:

Преподаватель РГГУ с 2011 г., на кафедре истории и теории культуры - с 2012 года.

Преподаватель Школы-студи МХАТ, кафедра искусствоведения – с 2012 г.

Заведующий литературной частью театра «Мастерская Петра Фоменко», 2010 – 2011. Также сотрудничала с Театром имени Моссовета как литературный редактор.

Театральный журналист – с 2007 г.

 

Сфера научных интересов:

история отечественного театра, история зарубежного театра, современные театральные практики, теория театра (концепции и языки описания современного театра, «постдраматический театр» как проблема, проблема «чтения» и «интерпретации» современных постановок, проблема зрителя на разных уровнях, проблема трансформаций прозы на сцене, проблема театра как медиа, театра и экранных искусств), социология театра, современная драматургия, теория литературы (прежде всего, вопросы, связанные с имплицитным читателем, стратегиями взаимодействия текста и читателя и проблема «точки зрения» в повествовании)

 

Членство в профессиональных сообществах:

Исследовательский проект «Формы и практики социальной коммуникации в российской медиакультуре 2000-х» (2012-2013, РГГУ)

 

Премии и стипендии:

Премия и стипендия имени А.Л. Шанявского (2006/2007 г.)

Государственная стипендия Президента Российской Федерации (2008/2009 год) Участник программы «Российские интеллектуальные ресурсы» (РГГУ, 2009)

Финалист литературной премии «Дебют» в номинации «Эссеистика и литературная критика» в 2006 и 2009 г.

Победитель конкурса эссе премии «Студенческий Букер», 2007.

 

 

Контакты:  g.a.shmatova@gmail.com

 

Основные выступления на конференциях за последние 3 года:

Доклад в рамках лаборатории «Theatrum Mundi» совместно с ИВГИ РГГУ «”Постдраматический театр” невозможно читать?» (1 октября 2014 г.). http://theoryandpractice.ru/videos/760-galina-shmatova-postdramaticheskiy-teatr-trudno-chitat

 Доклад «Путешествие к “другим”: Вербатим как туристический опыт», конференция «Современные методы изучения культуры VII» (17 – 18 апреля 2015 г.), ОСКИ РГГУ, г. Москва;

Доклад в рамках лаборатории «Theatrum Mundi» совместно со «Школой современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский «Голоса. Присутствие» (13 мая 2015 г.), Электротеатр Станиславский, г. Москва https://www.youtube.com/watch?v=mpNPVsGBRAI

Доклад «“Активизация” современного зрителя: интерпретационное сотрудничество (случай “Лестничной клетки” Юрия Погребничко)», круглый стол  «Эпистемология зрителя». (16 сентября 2015 г.),  ИВГИ РГГУ, г. Москва http://magazines.russ.ru/nlo/2016/2/kruglyj-stol-epistemologiya-zritelya-pr.html;

Доклад «Смотреть, слушать, участвовать: “обучение” современного театрального зрителя», конференция «Современные методы изучения культуры VIII» (15 – 16 апреля 2016 г.), ОСКИ РГГУ, г. Москва;

Оппонентская реплика на доклад А. Прошутинской «Искусство перформанса или архив перформативного», лаборатория «Theatrum Mundi» совместно со «Школой современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский (21 февраля 2017 г.) – Электротеатр Станиславский, г. Москва https://www.youtube.com/watch?v=zRfeoTXFUNQ

Доклад «Жест в современном театре: случай театра "Около дома Станиславского"», конференция «Современные методы изучения культуры IX» (14 – 15 апреля 2017 г.) - ОСКИ РГГУ, г. Москва.

 

Основные публикации за последние 3 года:

Шматова Г. К проблеме “открытого” театрального произведения “Нужна драматическая актриса (Лес)” и “Предпоследний концерт Алисы в Стране Чудес” Ю. Погребничко. - Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение».  -  № 1.  – 2015. - С. 120 – 129.

Шматова Г. Активизация зрителя в современном театре: семиотический и перформативный аспекты. - Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология».  -  № 2.  – 2016. - С. 106 – 119.

Аннанурова О., Гордиенко Е., Золотухин В., Неклюдова М., ,Склез В., Шматова Г. Эмансипирован ли зритель? Стратегии зрительской свободы в эпоху перформативности. - Транслит. - № 18. – 2016. http://theatrummundi.ru/material/emansipirovan-li-zritel-strategii-zritelskoj-svobody-v-epohu-performativnosti/

Шматова Г. Постдраматический режиссер / зритель и современный московский контекст. - - Знание. Понимание. Умение.  -  № 3.  – 2016. - С. 322 – 328.

Шматова Г. “Общедоступное пространство”: место зрителя в современной театральной коммуникации. – ШАГИ/STEPS. Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований.  – Т.3 № 3. – 2017. – С. 97 – 107.